Беглый одесский «меценат» Руслан Тарпан: разруха, «свои» суды и финансовые махинации

Данная статья — временной срез деятельности этого предпринимателя на территории Одессы и области, подробно описывающий события, благодаря которым он надолго запомнился одесситам.

«Золотая труба»

Афера с «Золотой трубой Тарпана» стартовала в июне 2011 года — тогда компания «Инкор-групп», главой которой являлся Руслан Тарпан, самовольно начала работы по прокладке траншеи от станции биологической очистки «Северная» в Одесский залив, выставив после счет государству. Против этих работ выступали и депутаты горсовета, и экологи — проект прокладки 4,5 километровой трубы в Одесский залив не предусматривал при этом улучшения качества очистки стоков, что грозило экологической катастрофой. Кроме того, работы стартовали с нарушением законодательства Украины — не провели даже конкурса.

Между тем, сметная стоимость проекта на тот момент составляла 585 миллионов гривен. Опять же, были предложения от американских и израильских компаний, готовых за гораздо меньшую сумму поставить современные очистные сооружения, на которых после очистки можно было бы получать чистую техническую воду.

Так продолжалось до января 2012 года, когда на «Золотую трубу» впервые обратила внимание прокуратура — компанию Тарпана обвинили в краже 45 миллионов из государственных средств. Подрядчика тогда заподозрили в завышении стоимости выполненных работ и затрат. В офисе «Инкор-групп» на Приморском бульваре даже провели обыски, но уже в мае 2012-го дело внезапно закрыли — прокуратура не нашла состава преступления.

В марте 2014-го года прокуратура снова открыла уголовное производство, увеличив при этом сумму украденных у государства денег до 118 миллионов гривен, однако тогда дело отложили в «долгий ящик». Зато в декабре 2014-го компания Тарпана «Ремерцентр» при помощи Хозяйственного суда города Киева отсудила у Одесской ОГА более 258 миллионов гривен на все ту же «золотую трубу», а в мае 2016-го, уже при помощи Высшего хозяйственного суда Украины, — еще 51 миллион. На тот момент ООО «Инкор-групп» было в оффшоре, Тарпан зарегистрировал его на швейцарскую фирму Yadrot Industries AG. На данный момент она находится в процессе ликвидации.

Впрочем, в сентябре 2016-го, согласно данным консолидированной системы доступа к данным открытых государственных реестров YouControl, ООО «Инкор-групп» перерегистрировали на самого Тарпана и его ООО «Инкор-финанс».

В сентябре 2016-го прокуратура снова занялась «золотой трубой Тарпана» в рамках открытого, но «зависшего» с 2014 года уголовного производства, Сумму растраченных бюджетных средств увеличили до 320 миллионов. Прокуратура даже обратилась в суды с ходатайствами о доступе к финансовым документам одесского «Имэксбанка» и киевского «Юникредитбанка». В «Юникредитбанке» хотели изучить особенности сделок тарпановского ЧП «Ремерцентр», представители которого, по данным следствия, в сговоре с чиновниками завысили стоимость погонного метра 4,5 километровой трубы с 13 до 50,3 тысячи гривен. В «Имексбанке» же хранилась финансовая документация компании «Рем-Промстрой Индустрия», которая служила «прокладкой» в данной схеме.

Приморский суд тогда пошел навстречу следствию и дал доступ к документации «Юникредитбанка», а вот Киевский райсуд отказал — не нашел оснований для удовлетворения ходатайства о доступе к документации «Имексбанка».

Уже в первых числах июня 2017-го Тарпану сообщили о подозрении в растрате государственных средств, заочно. Санкции на обыски его структур, замешанных в афере, при этом пришлось получать за границами региона — одесские суды всячески затягивали эти решения. Кроме Тарпана уведомления о подозрении получили еще 11 человек, пятерых удалось задержать: среди них, к слову, экс-начальник управления капитального строительства Одесской ОГА и два его зама. Сам Руслан Тарпан на приглашение следователей не откликнулся — 9 июня 2017 года его официально объявили во всеукраинский розыск.

Впрочем, на этом «успехи» правоохранителей по этому делу закончились — на сторону Тарпана встал уже Херсонский суд, который отказал прокуратуре в аресте счетов и имущества ряда его компаний.

В частности, суд отказал прокуратуре в наложении ареста на счета, имущество и имущественные права компаний Тарпана. Это ООО «Гранд Отель», ООО «Инкор-групп», ООО «Юридическая компания «Сенат», ООО «Альбатрос-Сити», ООО «Одесские реставрационные мастерские», ООО «Квартал Руссова», ООО «Инжеком-Юг», ООО «Компас проект». В случае этих компаний суд не посчитал вклад Тарпана в уставной капитал имуществом и не посмел вмешиваться в управление предприятиями и накладывать арест на корпоративные права.

ООО «Инкор-финанс» и ООО «Мрия» суд тоже решил не трогать, поскольку их собственником является не сам Тарпан, а его жена Оксана Шишовская.

Зато суд согласился арестовать три машины Тарпана (Toyota Lexus LX470, «ЗИЛ 4104» и «ЗИС 101»), четыре квартиры, недостроенную 16-этажку по адресу: переулок Северный, 6, и землю под ней, а также земельный участок в Фонтанке на территории кооператива «Золотые ключи».

Прокуратура пыталась также в Херсонском городском суде добиться ареста счетов и имущества ЧП «Строй-Систем» — «конверта», при помощи которого, по данным следствия, «отмывались» деньги, но судья не нашел признаков фиктивности предприятия и отказал в удовлетворении ходатайства.

Уже в ноябре 2017 года в деле появился еще один интересный штрих. В данном случае гуманность проявил Приморский суд, освободив от уголовной ответственности экс-замначальника управления капстроительства Одесской ОГА Виктора Кабака.

Прокуратура подозревала его в служебной халатности, поскольку благодаря его подписям ЧП «Ремерцентр» получило деньги из госбюджета, продав Одесской ОГА по завышенной цене почти на 89 миллионов трубы, которых на момент подписания акта приема вообще не было на территории Украины.

Тем не менее, суд снял с Виктора Кабака обвинения в связи с истечением срока давности и вернул находящийся в аресте земельный участок.

Более того, все тот же Приморский райсуд Одессы в конце ноября 2017-го отказался садить за решетку директоров «Ремерцентра» Александра Романова и Вадима Гетьмана, отпустив их под залог. К слову, директоров там меняют, в среднем, раз в полтора года, на данный момент предприятием руководит уже 12-й директор. Кроме того, все тот же Приморский райсуд отказался помещать под стражу Сергея Бердичевского, занимавшего должность директора ЧП «Инно-Трейдинг», его также выпустили под залог. Все эти люди проходят по делу «золотой трубы» в качестве подозреваемых.

Невыполненные обязательства и новые тендеры

Несмотря на судебные тяжбы, бизнес Тарпана в Одессе продолжает работать и зарабатывать. Впрочем, зачастую получается, как с глубоководным выпуском. Один из ярких примеров — реконструкция памятника архитектуры — Одесской инфекционной больницы. Компания Тарпана «ТТ-буд» занялась реконструкцией в 2011 году, брала на себя обязательства по капремонту всех корпусов, модернизации очистных сооружений, возведению отделения для пациентов с особо опасными инфекциями, прачечной, пищеблока и котельной.

А в феврале 2013 года там частично обрушился памятник архитектуры национального значения — Циркульный корпус. В итоге, в мае 2015 года прокуратура Одесской области в Хозяйственном суде региона добилась отмены договора на закупку услуг по реконструкции городской инфекционной больницы.

Однако на этом история не закончилась — в сентябре 2015-го компания «ТТ-буд» при помощи Хозяйственного суда области отсудила у горсовета 13,81 миллиона гривен упущенной выгоды за работы по реконструкции.

Аналогичная судьба постигла Центр досуга молодежи в селе Салганы Белгород-Днестровского района. Компания Руслана Тарпана «Реставратор-1946» в сентябре 2016-го года взялась его достроить, получив за это 24 миллиона 797 тысяч.

Интересно, что участвовали в розыгрыше тендера только компании, принадлежащие Тарпану: ЧП «Ремерцентр» и ООО «Реставратор-1946». Впрочем, это не единственный случай совместного «розыгрыша» тендерных закупок. К примеру, ООО «Реставратор-1946» и ЧП «Ремерцентр» привлекли к ответственности за сговор во время тендеров на реконструкцию центров занятости в Одесской области и системы водоотведения и очистки хозяйственно-бытовых стоков в Беляевке.

В итоге здание так и не достроили, хотя деньги, полученные из госсубвенций, на счета фирмы поступили. Приморский районный суд исправно становится на строну Тарпана, отказывая следователям СБУ в аресте имущества ООО «Реставратор-1946».

Судятся с бизнес-структурами Руслана Тарпана и одесситы, впрочем, тоже безуспешно. К примеру, Одесский апелляционный хозяйственный суд не дал ОСМД, расположенному на Разумовской, 10/12, разорвать договор с управляющей компанией «Ренесанс», хотя жильцы и утверждали, что договор о содержании дома был подписан тогдашним главой ОСМД незаконно и с превышением полномочий, а необходимые для подписания такого договора сборы членов ОСМД не проводились.

На данный момент в Измаильском горрайонном суде рассматривается иск о неправомерном начислении управляющей компанией «Ренесанс» тарифов за тепловую энергию, отопление и горячее водоснабжение, а также за услуги по содержанию дома и придомовой территории. Люди утверждают, что тарифы даже не утверждены в законном порядке.

А тем временем компании Тарпана продолжают успешно работать, получая тендеры и принося владельцу многомиллионную прибыль. К примеру, ЧП «Ремерцентр» в 2016 году выиграло тендеров более чем на 58 миллионов гривен.

Архитектурное «наследие»

Однако сильнее всего Руслан Тарпан запомнился одесситам «реставрацией» памятников архитектуры в центре Одессы. Кроме описанного выше обрушения Циркульного корпуса Одесской инфекционной больницы есть еще три ярких примера: гостиница «Большая Московская», гостиница «Спартак» и дом Руссова.

Что касается «Большой Московской», то ее продали в 2000 году вместе с соседней гостиницей «Спартак» с аукциона всего за 2 миллиона долларов. В сентябре 2005 года милиция возбудила уголовное дело по подозрению в незаконной продаже одесских гостиниц по заниженным ценам, что нанесло убыток государству на 6,6 миллиона гривен.

В 2006 году компания «Инкор-групп» взялась реставрировать «Большую Московскую» — тогда одесский градсовет утвердил предложенный компанией проект. Сами работы стартовали только в начале 2010 года.

Причем на здании, которое обещали воссоздать в первозданном виде, появились два лишних мансардных этажа, а сама мансарда почему-то стала серебряного цвета. Цвет остальной части фасада также сильно отличается от оригинального.

Стоит отметить, что гостиница до сих пор не функционирует, хотя ее фасад уже успел начать сыпаться, зато по этому адресу уже зарегистрированы три компании Руслана Тарпана: ООО «Арт инвест», ООО «Арт билдинг групп» и ООО «Царская коллекция отелей и курортов».

Стоит отметить, что гостиница до сих пор не функционирует, хотя ее фасад уже успел начать сыпаться, зато по этому адресу уже зарегистрированы три компании Руслана Тарпана: ООО «Арт инвест», ООО «Арт билдинг групп» и ООО «Царская коллекция отелей и курортов».

Еще хуже сложилась судьба приобретенной Тарпаном для реставрации гостиницы «Спартак» — летом 2008 года здание просто снесли, пообещав при этом воссоздать в первозданном виде с первоначальным названием «Империал».

Впрочем, дальше обещаний дело не пошло — сам пустырь на месте бывшего «Спартака» оказался коммерчески выгодным: в разное время там располагались каток и аттракционы, а на данный момент его приспособили под ярмарочную площадь.

Чуть не повторил судьбу гостиницы «Спартак» печально известный дом Руссова. После того, как структуры Тарпана выкупили в нем большинство помещений, и он стал фактическим владельцем здания, дом неоднократно поджигали. Причем вред зданию наносили как сами пожары, уничтожавшие балки и перекрытия, так и последствия их тушения — здание пропитывалось водой.

Приступать к реставрации здания Тарпан не спешил, а вместо этого шантажировал им горсовет. В частности, в компании «Инкор» заявляли, что готовы приступить к реконструкции, но взамен требуют права на весь квартал, включая дом Руссова, дом Либмана, а также другие исторические здания в границах улиц Садовой, Преображенской и Соборной площади. Кроме того, компания хотела получить права и на землю под кварталом и выступать в качестве заказчика по реконструкции, отстранив от процесса городское управление капитального строительства.

Исторический вид дома Руссова у Тарпана также собирались изменить. Один из проектов, в частности, предусматривал надстройку огромного купола, делающего дом похожим на мечеть.

Параллельно стали поступать жалобы от жильцов дома Либмана — люди жаловались, что неизвестные регулярно срезают с дверей подвалов замки и вырезают часть водопроводных труб, оставляя дом без водоснабжения. К слову, обслуживала дом компания Тарпана «Ренесанс». Когда решить проблему поручили ЖКС «Портофранковский», уже на следующий день вода в квартирах жильцов дома Либмана появилась.

Что касается дома Руссова, то там компания Тарпана создала ОСМД «Реставратор-21» якобы с целью реставрации дома.

В итоге Одесский горсовет обратился в суд с иском к «Реставратору-21», и 18 февраля 2016 года Хозяйственный суд Одесской области его удовлетворил. Судьи учли, что дом с 2009 года не используется по целевому назначению, там не осталось пригодных для жизни квартир, здание отключено от коммунальных сетей и находится в аварийном состоянии.

В результате суд отменил регистрацию ОСМД, признав неправомерными все решения объединения и фактически вернув здание в коммунальную собственность, что позволяет горсовету выступать заказчиком ремонта за бюджетный счет. В январе этого года Одесский апелляционный хозяйственный суд подтвердил это решение.

На данный момент проект восстановления здания уже готов и прошел государственную экспертизу, он предусматривает проведение аварийных работ, реставрацию фасада, пострадал даже фундамент, который необходимо реставрировать и укреплять. Стоимость работ составляет на данный момент 120 миллионов гривен.

Как отмечает Владимир Суханов, руководитель фирмы «Экострой», которая занималась разработкой проекта по восстановлению здания, дом все еще не потерян для города, хотя восстановить его будет непросто из-за того, что прежний собственник довел его до ужасающего состояния.

«Почему довели до такого состояния? Это надо у них спрашивать, тех, кто довел до этого состояния. Радует одно — что сейчас это здание не потеряно для города», — говорит руководитель «Экостроя».

Впрочем, спросить что-либо у Руслана Тарпана лично не могут даже правоохранительные органы, объявившие его во всеукраинский розыск, но почему-то при этом не объявившие в международный. По данным журналистов, за это время он успел побывать в Африке, ОАЭ и в Израиле.

Коментарів поки що немає